Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

"русские сезоны"

Гуманитарный словарь

"РУ́ССКИЕ СЕЗО́НЫ" - выступления рус. оперных и бал. трупп за границей, организ. С. П. Дягилевым. Состоялись в 1908-14 в Париже и Лондоне. В "Р. С." участвовали: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, виднейшие солисты бал. Поставл. оперы: "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Псковитянка" Н. А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина, балеты "Шехеразада", "Жар-птица" и др. В 1911-13 на осн. "Р. С." была создана пост. труппа "Русский балет Дягилева".

Самим своим появлением, ставшим вскоре заметным культ.-худож. событием, "Р. С." обязаны группе участников объединения "Мир иск-ва". Ведущими деятелями "Р. С." были С. П. Дягилев - адм. дир., А. Н. Бенуа - худож. дир., М. М. Фокин - балетмейстер, комп. Н. Н. Черепнин, И. Ф. Стравинский, худож.-декоратор Л. С. Бакст и др.

"Р. С." - это знакомство Зап. Европы с рус. худож. культурой нач. 20 в. Первыми его вехами были выставка рус. иск-ва (1906, Осенний Салон, Париж) и 5 концертов рус. музыки (от Глинки до Скрябина) в Париже (1907).

Бал. цикл начался 18 мая 1909 в Т-ре Шатле́ (Париж). Первый сезон состоял из след. спектаклей: "Павильон Армиды" (декорации А. Н. Бенуа), "Половецкие пляски" (декорации Н. К. Рериха), "Сильфида" (декорации К. А. Коровина).

Сценические работы художников совершили подлинный переворот в театр.-декорац. живописи европ. т-ра и оказали большое влияние на ее последующее развитие. Созданные постановки принадлежат к лучшим театр. спектаклям 20 в. Решающее место в пост. каждого спектакля занимал поиск живописно-пластич. начала, балетная режиссура в значит. мере опиралась на замыслы худож.-декораторов и изобр. иск-во в целом. Худ. "главой" "Р. С." был А. Н. Бенуа, что во многом обусловило соединение мечты о прошлом и реальности, столь характ. для творчества самого Бенуа и всего объединения "Мир иск-ва".

Прерванные 1-й мир. войной, "Р. С." возобновляются в 1917, во многом утратив прежний дух и непосредственную связь с рус. почвой, что в немалой степени было вызвано прекращением участия ряда прежних художников и постановщиков в создании спектаклей. По имени С. Дягилева "Р. С." часто именуются "Дягилевской антрепризой".

Иллюстрированный энциклопедический словарь

"РУССКИЕ СЕЗОНЫ", гастрольные выступления русских оперных и балетных трупп (1908 - 14), организованные С.П. Дягилевым. Проходили главным образом в Париже и Лондоне. Фактическое начало "Русских сезонов" - "Исторические русские концерты" (1907, Париж). "Русские сезоны" сыграли большую роль в распространении русского искусства за рубежом и в обновлении европейского балета.

Полезные сервисы